Е. Л. Шварц. 1899. Екатеринодар |
Евгений Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. Его отец, Лев Борисович Шварц (1874–1940), был родом из Екатеринодара. За излишнее увлечение революционными идеями вместе со своей женой, Марией Федоровной Шелковой (1875–1942), курсисткой акушерских курсов родом из Рязани, был сослан из холодной Казани, в которой он учился, и где родился Женя, в тёплый город Майкоп. Темпераментный красавец Лев Шварц играл на скрипке, пел, занимался чем-то подпольно-политическим, но главное — играл в любительском театре. «Отец был сильный и простой. Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать была много талантливей и по-русски сложная и замкнутая…» Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца — по-настоящему одаренная самобытная актриса.
Семья. 1906 г, Майкоп. Справа от Е. Л. Шварца – его брат Валентин |
Е. Л. Шварц 1911 г. Майкоп |
В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю жизнь вспоминал с любовью, прошли детство и юность писателя. Именно «майкопская» юность привнесла в произведения Шварца какую-то неуловимую ностальгию по неизведанному. Именно здесь, на Кавказе, имеющем самобытную культуру с массой легенд, сказаний и флером Востока, он учился создавать собственные истории. Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским. Когда началась первая мировая война, как истинно русский патриот, тайком от родителей подал документы, чтобы поступить в военное училище. И вот в 1914 году вдруг «выяснилось, что я православный, рождённый русской женщиной, стало быть, по всем документам – русский, в военное училище поступить могу только с Высочайшего разрешения, так как отец у меня – еврей». Для Высочайшего разрешения несовершеннолетнему юноше требовалось согласие родителей, а согласия они не дали.
Е Л. Шварц с родителями М. Ф. и Л. Б. и братом В. Л. Шварцами. 1917 г |
После поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали его выдающиеся пластические и голосовые данные. Шварцу прочили блестящее актёрское будущее как неординарному актёру. Женя, как звали его товарищи, в эти годы был остер, наблюдателен, худ до крайности и держался в «Мастерской» на «характерных» ролях. В великие актеры он не стремился, зато обожал развлекать друзей и коллег комическими «номерами». Вспоминают, как он «показывал собачий суд» – лаял, тявкал и скулил на разные голоса, изображая судью и свидетелей, прокурора и адвоката, секретаря и подсудимого. Он играл в пьесе Велемира Хлебникова с многозначительным названием «Ошибка смерти», играл скромную роль кого-то из гостей, зато один раз в присутствии самого автора. В трагедии Пушкина, «Моцарт и Сальери» Шварц старался по мере слабых сил изобразить из себя Сальери.
Е. Л. Шварц на репетиции спектакля «Тень» в Ленинградском театре комедии |
Е. Л. Шварц. Последняя фотография. 1957 г. Ленинград |
В 1978 году в Австрии был снят телефильм «Die verzauberten Brüder» («Заколдованные братья») по пьесе Шварца «Два клёна». Когда-то великий русский режиссёр Николай Павлович Акимов, первый и единственный поставивший на сцене своего легендарного Театра Комедии все лучшие пьесы Евгения Львовича, заметил, что у пьес его друга «такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». Пьесы Евгения Шварца ставят и сегодня в современных театрах. Всеми любимые сказки «Золушка» и «Марья-искусница», фильмы «Первоклассница», «Дон-Кихот» до сих пор показывают по телевидению, и дети с удовольствием смотрят добрые и нежные сказки. Они стоят того, чтобы показать их современным детям вместо десятка американских мультфильмов. А пьесы «Дракон» и «Тень», несомненно, достойны внимания всех взрослых. Хороши сочинения Шварца и в книге. Многие реплики шварцевских героев вошли в разговорный русский язык на правах анонимных, как бы народных пословиц, поговорок, афоризмов и выражений.
В нашей семье одна из самых любимых сказок – «Два брата» (1945). Это настоящая волшебная сказка, проникновенная и искренняя, которая несет добро в детские сердца. Обязательно прочитайте её с детьми. Она о семье, о дружбе, взаимопомощи, любви к ближнему. Шварц раскрывает отношения родных людей в семье и призывает беречь, любить и никогда не бросать своих родных и близких. На её примере можно показать детям, как нужно относиться друг к другу в семье, как важно взаимное уважение, доверие. Ненавязчивая, без морализации сказка про двух братьев с непростыми отношениями, про добро и любовь, которые побеждают, несмотря на трудности, про помощь и взаимовыручку, про то, как нужно самому исправлять совершенные ошибки. В настоящее время многие уделяют огромное количество времени своему личному пространству, не обращая внимания на близких людей. Обиды, ссоры отдаляют родных друг от друга, делая их чужими. Шварц учит детей правильному отношению не только друг к другу, но и к своим родителям. Слушаться их во всем и не расстраивать — это должно быть заветом любой семьи. Эту сказку полезно читать не только детям, но и родителям. О том, как надо воспитывать детей – братьев и сестёр, чтобы они росли именно друзьями, не обузой, а опорой.
Маруся – девочка активная и решительная. Во дворе уже все дети записались в школу, а ее маме некогда, и Маруся сама идет записываться, взяв из дома все документы. А с каким волнением и нетерпением ждет Маруся 1 сентября, как боится проспать! Вскакивает, проверяет будильник, думает, что он сломан, и принимает последний трамвай за первый. В первый день занятий дети реагируют на новый этап своей жизни по-разному: Верочка забилась в угол и плачет – боится оставаться без мамы, а Маруся смело просит маму не заходить за ней и идет домой после уроков сама. Очень интересно читать о том, как уважительно и тактично разговаривает с девочками учитель, как успокаивает их, знакомит со школой и школьными правилами. А сколько интересного еще будет дальше! Не только обучение письму, чтению и счету, но и умение строить отношения с одноклассницами и соседским мальчиком Сережей, общение с которым раньше всегда заканчивалось дракой, и первое дежурство, и первая отметка, и подготовка к празднику, и новогодние каникулы, и поездка за город за вербой для классного уголка живой природы, чтобы порадовать Анну Ивановну, и отличное окончание первого класса, несмотря на не самые лучшие результаты в классе в начале обучения.
«Сказка о потерянном времени» написана ещё в 1940 году, но не потеряла своей актуальности. Ведь и в наши дни многие не умеют ценить время, растрачивая его понапрасну на всякие пустяки. Особенно современные дети – компьютерные игры, пустая болтовня, тусовки и неумение себя занять. Герои книги, мальчики и девочки, маленькие лентяи и бездельники, тоже теряли понапрасну время. И вот однажды четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. И вот свершилось колдовство – мальчики и девочки стали старичками, а старые волшебники помолодели. Злые волшебники забрали потерянное зря время. Ребята, которые не ценили время, превратились в стариков и старушек. И в то же время у детей оставался шанс вернуть время назад. Сказка учит ценить то, что имеешь, потому что, утеряв необходимое, можешь лишиться шанса вернуть утраченное.
О. Ф. Берггольц и Е. Л. Шварц. 1956-1957 гг. Комарово |
Марк Захаров считал, что Шварц спрогнозировал всё, что с нами будет: «К сожалению, я не был лично знаком с прекрасным человеком и литератором, ироничным философом Евгением Львовичем Шварцем. Шестидесятники поздно оценили Шварца и не сразу подняли его на щит… В середине семидесятых на «Мосфильме» мне предложили поставить «Обыкновенное чудо». Нужно сказать, что я видел спектакль по этой пьесе Шварца в Театре сатиры и как-то не проникся (не то что, скажем, после знаменитой постановки «Голого короля» в «Современнике»). Но мне уж очень захотелось снять свой фильм. И я придумал, что Волшебник (которого потом замечательно сыграл Олег Янковский) – это драматург, творец, литератор. Он пишет пьесу, как жизнь. Или жизнь, как пьесу. Это его творческий акт. Таким образом, волшебством оказывалось само творчество… В перестройку же я решил вернуться к «Дракону», которого когда-то, еще в конце оттепели, поставил в студенческом театре МГУ. Это великая пьеса. Шварц своим памфлетом так глубоко вклинился в нацистское сознание, что оказался на сопредельной территории – большевистской, коммунистической (после него тот же путь проделал Ромм в «Обыкновенном фашизме»). А потом на драматурга снизошло какое-то особое вдохновение. Он в своей пьесе прикоснулся чуть ли не ко всем нашим (и не только нашим) болячкам и химерам. А в образе и судьбе бургомистра спрогнозировал все, что с нами будет… Когда долго живешь под драконом, меняется химия мозга, люди зомбированы на много лет вперёд. А если посмотреть шире, то дракон – это не только тоталитаризм. У каждого общества есть свои драконы. И в сегодняшнем столкновении цивилизаций их тоже нетрудно найти и вычленить в каждой из сторон».
Экранизации произведений Е.Л.Шварца
Обыкновенное чудо
Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад – из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному.
Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам – человек околеет. А душу разорвёшь – станет послушней, и только.